Отпевание усопшего — это молитва за его душу, которая помогает ей и тем, кто об этой душе молится. В службе погребения говорится о воскресении, которое дает надежду. На отпевании читаются отрывки из Евангелия и Апостола, которые также говорят о воскресении!
Отпевание совершается в храме, обычно на третий день после смерти. Первым днем считается сам день кончины (то есть, если человек преставился в среду, то хоронить его принято в пятницу). Однако в день Светлого Христова Воскресения и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают, перенося его на следующий день.
Совершается отпевание усопшего единожды, в день его погребения. Если точно не известно — был отпет или нет умерший когда-то человек, то возможно заказать заочное отпевание. В состав чинопоследования входят стихиры, канон, чтение Апостола и Евангелия. Во время отпевания тело усопшего покрывают саваном в знак того, что он жил под покровом Церкви. В правую руку покойного вкладывают крест символ вечной жизни, разрешительную молитву и свечу, на грудь кладут икону, а на лоб — венчик с изображение Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя — в предзнаменование небесного венца. После отпевания обязательно нужно помнить про особые дни поминовения усопших.
Третий день (день отпевания) - в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.
Девятый день - честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и наши предстатели, ходатайствуют о помиловании усопшего.
Сороковой день - в честь памяти о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо на сороковой день по Воскресении Своем.
Годовое поминовение древняя традиция. Святые отцы нередко называют смерть восьмым христианским таинством, ведь умирает только тело, а бессмертная душа человека переходит в новый мир и новую жизнь.
Кроме того, Церковь установила дни общецерковного поминовения всех усопших - Родительские субботы и Радоницу.
Одновременное отпевание нескольких покойных не является нарушением богослужебных правил.
Священник может отказать в отпевании нецерковного человека или атеиста. Неверующие, атеисты, агностики, оккультисты сделали свой выбор еще при жизни. И мы должны уважать этот выбор, пусть даже он кажется нам ужасным. Встреча со Святым Богом принесёт им только мучение. Не отпеваются некрещеные (в том числе и младенцы), инославные и иноверные, также убитые при совершении преступления и самоубийцы.
Усопший может быть отпет, если покончил с собой в состоянии невменяемости или сумасшествия. Для этого родственники могут испросить письменное разрешение у правящего архиерея, подав ему прошение с приложенным медицинским заключением о причине смерти их близкого. Для родственников самоубийц в 2011 году принят Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго.
В Санкт-Петербургской Епархии можно в соответствии с указом митрополита Петербургского и Ладожского Варсонофия, но конечно лучше это сделать в Храме.
Возможно, но только в исключительных случаях (когда тело не найдено, погребено другими людьми, или до обращения желающих отпеть к Богу).
Желательно совершать молитву – келейную (частную) и общественную (в храме). Об усопшем подают записки на проскомидию для поминовения на Божественной литургии, можно заказать Сорокоуст - молитвенное поминовения на сорока Литургиях, также можно заказать панихиды или литии - это заупокойные молебны. Чтобы помочь душе близкого, мы должны сами прийти к Богу и познакомиться с Ним. Мы должны жить по Его заповедям, общаться с Ним в молитве, просить Его о милости (в том числе и к той душе, которой мы хотим помочь). Ради души близкого человека мы можем творить милостыню, совершать дела милосердия, поститься, молиться, и, тем самым, примирять душу ушедшего с Богом.
Отпевание включает в себя последовательный ряд символических действий и молитв. Во время отпевания читаются псалмы, Апостол, Евангелие - это помогает участникам лучше настроиться на молитву. В отличие от частных молитв, молитвы при отпевании подразумевают множество прощающихся. А где хотя бы двое или трое собраны во имя Христово, там Он посреди них (Мф.18:20).
В знак того, что почивший был верен Христу и предал Ему свою душу, ему на грудь кладется святая икона - это символ и знамение того, что он пребывает под покровом Христа. Такое же смысловое значение имеет покрытие тела покойного христианина белым покровом — саваном. Белый цвет ассоциируется со светом Христовым, нравственной чистотой. Бумажный венчик, располагаемый на голове почившего, символизирует венец воина Христова.
Всё это вкупе благоприятно отражается на участи усопшего, в том числе сказывается во время прохождения им (его душой) страшных испытательных мытарств.