Да, чаще всего сорокоуст заказывается в день смерти об усопшем и также за родственников о здравии для молебной помощи близким.
Сорок Литургий подряд на проскомидии изымается частичка из просфоры с поминанием имени живого или усопшего, и в конце Литургии с молитвой «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает данную частичку в Чашу с Кровию Христовой. Так происходит сорок раз на протяжении этого же количества Божественных Литургий.
40 дней ежедневных молитв — это жертва любви родных и близких к Богу об усопшем. Поэтому не стоит забывать о важности личной (частной, домашней) молитвы. Можно и нужно в течение 40 дней (да и в любое другое время) молиться о тех, кто нам дорог.
Надо исходить из того, что Церковь молится за членов Церкви. Поэтому, конечно, желательно подавать за тех, кто участвует или участвовал при жизни в церковных Таинствах, исповедовался и причащался. Это обязательное условие.
Если в храме служат каждый день, то сорокоуст будет соответствовать своему названию, то есть в течение сорока дней этого человека будут поминать на Литургии. Но если, например, Литургия в храме совершается не каждый день (это особенно актуально для сельских храмов), то эти 40 Литургий могут растянуться и на полгода, в зависимости от того, сколько дней в неделю совершается Литургия в храме. В любом случае эти сорок Литургий будут отслужены, и Богу будет принесена молитва за этого человека.
Сорокадневное поминовение усопшего христианина включает в себя как церковное, совершаемое во время Литургии, так и частное домашнее. Церковное поминовение совершается во время проскомидии; за усопшего христианина священнослужитель вынимает частицу просфоры, при этом говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)». Частное поминовение в первые сорок дней после смерти состоит из чтения Псалтири и совершается обычно родственниками, близкими к умершему людьми.
Сорокоуст дает нам возможность пройти вместе с усопшим его путь до частного суда, молитвенно помочь ему на этом пути и разделить с ним радость встречи со Христом. Это очень важные дни не только для него, но и для нас. В этот особенный период мы стараемся чаще участвовать в Божественной Литургии, не упуская возможности помолиться в храме и вечером — под воскресенье или праздник.
Никакого правила о «семи» или «трех» или «сорока» храмах нет. Можно заказать в одном храме, но если есть возможность, можно и в нескольких храмах — просто больше людей помолится, и ничего плохого в этом, конечно же, нет. Важно помнить, Церковь — не комбинат ритуальных услуг. Если мы думаем откупиться от проблемы, сами пальцем не пошевелив, значит, наша собственная душа не научилась любить и общения во Христе с усопшим ей не обрести. Важно не количество храмов, в которые мы подали записки, чтобы потом думать, что кто-то сделает все остальное, а наши собственные молитвы за дорогого нам человека и забота о нем.
Сорокоуст подается таким образом. Надо прийти в храм, написать записку о здравии или упокоении такого-то (указать в родительном падеже имя, данное ему в крещении, например: Павла), обратиться с запиской в церковную лавку и сказать: «Я хочу заказать сорокоуст за такого-то человека».
Можно, в настоящее время действительно получила широкое распространение практика заказа сорокоуста, поминовения за Литургией, на молебнах, панихидах и других службах посредством стремительно развивающихся средств связи и интернет-технологий. Но, как и все то, что облегчает нашу жизнь, экономит наше время и силы при неразумном подходе может привести к некоторой форме телесной и духовной расслабленности.